Заболеть в выходной или праздничный день — ситуация неприятная и, как правило, вызывает вопросы о том, будет ли больничный лист оплачен за такие дни. Минтруд России представил официальные...
Как правильно рассчитать рентабельность (ROS): формула и пример
Продажи – часть любого бизнеса. И их необходимо считать, как и другие финансовые показатели коммерческой организации. Для этого используется понятие рентабельности. Рассмотрим подробнее, что это за показатель и как правильно его рассчитать.
Что такое рентабельность?
Рентабельность (ROS) — это показатель, который показывает, сколько прибыли заработала компания при определенном уровне продаж. Он выражается в процентах и используется для оценки эффективности бизнеса. Благодарю ему вы можете выявить слабые места и особенно недоработки отдела продаж.
Как правило, чем выше ROS, тем эффективнее бизнес. Однако этот показатель должен оцениваться вместе с другими показателями, такими как прибыль на одну акцию, общий капитал и др. Если ROS отрицательный, то это означает, что компания терпит убытки и нужно принимать меры для улучшения бизнеса. ROS можно рассчитывать как для всей компании в целом, так и отдельных компонентов, например, определенных товаров или отделов.
Для базового расчета берется объем продаж или выручка. Эту информацию обычно берут из отчетов бухгалтера. Отчетность, Электронный документооборот и Бухгалтерия Онлайн – СБИС, которые помогут вам быстро получить сводку необходимых данных для расчета рентабельности.
Рентабельность также можно рассчитать на основании следующих показателей:
- валовая маржа;
- EBITDA – прибыль до выплаты процентов и налогов;
- EBIT – прибыль до выплаты налогов;
- операционная прибыль.
Зачем рассчитывать рентабельность?
Расчет ROS — это важный инструмент для оценки финансовой эффективности бизнеса, который позволяет определить способность компании генерировать прибыль на единицу продаж. Один из важнейших коэффициентов для краткосрочного планирования.
Позволяет:
- сравнить динамику показателей, где базис – наилучший отрезок времени;
- сопоставить показатели разной продукции;
- сравнить показатель с другими компаниями;
- спрогнозировать рентабельность для новых товаров и услуг;
- получить нужные данные для формирования цены;
- выявить продукты и услуги, которые не пользуются спросом и блокируют развитие.
Правила расчета рентабельности
Рассчитать ROS можно по формуле: ROS (%) = (чистая прибыль / выручка) х 100%.
Для примера рассмотрим компанию, которая заработала 500 000 рублей при выручке в 1 000 000 рублей. ROS будет равен: ROS (%) = (500 000 / 1 000 000) х 100% = 50%. Это означает, что компания заработала 50 копеек на каждом рубле продаж.
Нормальные показатели рентабельности
Нормы рентабельности зависят от отрасли, уровня конкуренции на рынке, масштаба компании, а также стадии, на которой находится бизнес. Обычно для производственных предприятий считается нормальной рентабельность в размере 5-10%, а для сферы услуг — 15-20%, для торговли и ритейла – 18-20%, для предприятий сферы сельского хозяйства до 20%, для энергозатратных предприятий 5-8%.
Средние значения ROS:
- До 5% — очень низкий показатель, нужны срочно изменения.
- От 5 до 20% — средний показатель, компания работает стабильно.
- От 20 до 30% — отлично, результаты работы высокие, задача их удержать.
Как повысить рентабельность?
Для повышения рентабельности необходимо уменьшить затраты на производство или инвестирование, увеличить выручку и прибыль. Рекомендации по повышению рентабельности могут включать в себя:
- оптимизацию производственных процессов и снижение затрат на производство;
- увеличение объема продаж и расширение ассортимента продукции;
- сокращение издержек на управление и администрирование;
- поиск новых партнеров и рынков сбыта;
- инвестирование в новые технологии и развитие продукции.
Важно помнить, что повышение рентабельности должно быть устойчивым и не должно негативно сказываться на качестве продукции или услуг.
Для сбора статистических данных и анализа динамики лучше всего использовать специальные программные продукты. Всесторонняя автоматизация деятельности позволит оптимизировать расходы и увеличить рентабельность. Изучить доступные продукты для вашего бизнеса можно тут.